Skip to main content

Как вытащить чужие руки из своего кармана?

 

Экономическая эффективность внедрения

системы спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS 

 

«Понимание того, что происходит в вашем бизнесе – весьма прибыльная привычка!»
Джон Риз,
гуру интернет-бизнеса

• Вы не знаете, где сейчас находится принадлежащий вам автотранспорт?
• Затраты на ГСМ съедают все больше и больше?
• Водители пользуются служебным транспортом в личных целях?
• Все больше денег от вашего автопарка утекает в трубу?

Если хотя бы на один из этих вопросов вы дали положительный ответ, то, готов поспорить,  что с системами спутникового мониторинга транспорта вы знакомы лишь понаслышке!

Для начала небольшой экскурс в историю. О системах спутникового мониторинга транспорта всерьез заговорили несколько лет назад, когда после Постановления Правительства РФ  №641 от 25 августа 2008 г. на горизонте отчетливо замаячила перспектива принудительного оснащения широкого спектра транспортных средств системами спутникового ГЛОНАСС/GPS мониторинга. Перевозчики пассажиров покорно вздохнули: «Надо, значит, надо...», - и поголовно оснастились ГЛОНАССом. Таксисты замерли в ожидании. А многие частники подумали: «Хоть бы нас пронесло...»

А зря.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, сколько денег вы теряете день за днем и месяц за месяцем, вследствие несанкционированного пользования вашим автопарком?

Независимо от того, бегает ли у вас по городу несколько Газелей, или количество «бортов» исчисляется сотнями единиц, весь автопарк нуждается в постоянном контроле.

Обычно доходы водителя от «экономии топлива» и несанкционированного использования транспорта в личных целях достигают, как минимум, половины (!) его зарплаты. Так, количество водителей в штате, помноженное на 50% от их зарплаты… Вы уже прикинули в уме, сколько тысяч рублей утекает у вас сквозь пальцы ежемесячно?

Если вы как руководитель или владелец фирмы считаете, что это нормально – материально поддерживать своих сотрудников подобным образом, то вам, скорее всего, будет неинтересно читать эту статью дальше. Потому что далее речь пойдет именно о том, как выстроить такую систему контроля автопарка, которая сделает невозможной утечку ваших денег в чужой карман.

Итак, что нужно сделать, чтобы прекратить воровство на предприятии?


Ответ очевиден. Нужно оснастить свой автопарк системой спутникового мониторинга  транспорта.

Вот перечень основных задач, которые решает установка ССМ в автопарке:

o Слежение и анализ состояния контролируемых объектов;
o Сокращение расходов и предотвращение убытков предприятия;
o Предотвращение хищения топлива и грузов;
o Повышение эффективности и безопасности грузоперевозок;
o Оптимизация работы транспортных предприятий.

А теперь несколько слов о том, что стоит за понятием «Система спутникового мониторинга» (ССМ) на практике.

Рис. 1. Схема работы системы спутникового мониторинга

Система спутникового мониторинга обычно состоит из следующих компонентов:

1. Мобильный терминал для спутникового мониторинга (или трекер).
Это устройство, которое размещается в автомобиле, и передает данные о местоположении объекта, используя беспроводные сети операторов мобильной связи. Трекер – это «сердце» системы мониторинга, и поэтому выбору «правильного» трекера стоит уделить особое внимание.

2. Различные датчики, подключаемые к трекеру.
Чаще всего речь идет о датчике уровня топлива (ДУТ). Именно устанавливаемый  в бензобак ДУТ позволяет получать достоверную информацию об уровне топлива в баке. Тем самым, исключается возможность сливов  топлива и заправки сторонних автомобилей.
Кроме ДУТов, к трекеру может подключаться  широкий диапазон устройств и датчиков с самым разным функционалом. Например, датчик пассажиропотока, тревожная кнопка, тангента (устройство голосовой связи с водителем), камеры, идентификация водителя и т.д.

3. Программное обеспечение, обеспечивающее легкий доступ оператора ко всему спектру информации с ССМ. Наиболее популярны сейчас программы с веб-интерфейсом, которые позволяют контролировать автопарк с любого компьютера, где есть интернет, или даже с собственного мобильного телефона. Программное обеспечение обычно имеет довольно гибкий функционал, и позволяет не только наблюдать все подключенные к нему транспортные единицы на экране монитора в режиме реального времени, но формировать различные отчеты по запросу оператора.

Рис. 2. Мобильный терминал системы спутникового мониторинга GALILEO GPS

Рис. 3. Погружной датчик уровня топлива в бензобаке ДУТ LLS-AF 20310
 

Сколько же это стоит?


Стоимость системы спутникового мониторинга транспорта складывается из трех составляющих:

1. Стоимость оборудования (разовая оплата).
2. Стоимость работ по установке и настройке ССМ (разовая оплата).
3. Абонентская плата за использование ПО и аренду сервера, или хостинг (оплачивается ежемесячно).

Ответ на этот вопрос разберем на примере одного из самых популярных решений ССМ, основанного на современном мобильном терминале GALILEO GPS. Датчик уровня топлива LLS-AF 20310, который мы предлагаем для данного решения,  имеет пожизненную (!) гарантию производителя, и зарекомендовал себя как надежный и качественный прибор.
 

Состав решения (оборудование): Цена за единицу, руб. (с НДС)
Трекер GALILEO GPS 9 100
Датчик уровня топлива LLS-AF 20310 аналогово-частотный 700мм 6 800
Работы по монтажу и настройке Цена, руб. (с НДС)
Монтаж, конфигурирование трекера и настройка ПО 2 500
Монтаж датчика уровня топлива с тарировкой 4 500

Итого, стоимость решения на 1 машину с монтажом:  22 900 рублей.

Плюс ежемесячная абонентская плата – 470 рублей с каждой машины ежемесячно.

Хм, немаленькая сумма, с каждой то машины!

Все-таки почти 23 000 рублей на дороге не валяются, а если машин в автопарке много, то сумма и вовсе может показаться неподъемной.

А теперь давайте вместе посчитаем, действительно ли это дорого.

Пример расчёта экономической эффективности внедрения ССМ:

Возьмем грузовой автомобиль со средним расходом топлива 35 л/100 км.
Стоимость топлива для расчета – 28 рублей за литр. 

 

До внедрения ССМ После внедрения ССМ Экономический эффект от внедрения ССМ
Среднемесячный пробег 10 000 км 7 000 км 3 000 км
Среднемесячные расходы на топливо/ГСМ 98 000 рублей 68 600 рублей 29 400 рублей
Эффект от снижения расхода топлива на 1 ТС в месяц 29 400 руб./мес.
Эффект от снижения расхода топлива на 1 ТС в год 352 800 руб./год

 


Вы только задумайтесь! С внедрением ССМ вы экономите более 350 000 рублей с каждой машины ежегодно!

Срок окупаемости внедрения в нашем примере – менее 1 месяца.

Даже если рассчитывать показатели экономической эффективности не на примере тяжелого грузовика, а «четверки» или «портера», срок окупаемости вложений не превысит 2-3 месяцев.

Опыт внедрения ССМ в различных автопарках говорит о том, что при сверке чеков с АЗС и эксплуатации системы мониторинга норма расхода топлива в среднем завышается на 12 литров на 100 км. Умножаем эту цифру на 100 000 км (реальный годовой пробег международного перевозчика). Получаем 12 000 литров в год. Остается умножить полученный результат на цену топлива и количество машин в автопарке.

Но нужно отметить, что срок окупаемости ССМ все-таки зависит от разных факторов: от степени контроля на предприятии, порядочности водителей, некоей случайной составляющей.

При воровстве водителей бывает не просто оценить убытки, которые несет предприятие. Потому что не все убытки очевидны и измеримы в рублях и литрах топлива.

Например, трудно достоверно оценить ущерб от таких махинаций, как:

• Использование автотранспорта водителем в личных целях
• Работа на служебном транспорте в свой карман.
• Несанкционированный простой и накрутка моточасов.
• Несоблюдение условия экономичной и аккуратной езды (которое значительно повышает риск аварий и ухудшает техническое состояние автомобиля)
• И т.д.

Если мы будем рассматривать примеры не с перевозчиками, а со спецтранспортом, там окупаемость ССМ может достигать и нескольких дней. Например, при перевозке бетона «левая» выгрузка груза может нанести предприятию урон в десятки тысяч рублей единовременно. Кроме того, существуют риски угона транспорта, кража груза и т.п.

И все эти риски сводит на нет установка системы спутникового мониторинга.

Не правда ли, необходимость установки системы спутникового мониторинга транспорта становится все более очевидной?

Но это еще не все. Вот еще несколько примеров:

Дополнительно пользователи ССМ отмечают:

  •  Экономия на ГСМ – от 20 до 40%
  • Сокращение пробега – до 30%
  • Сокращение затрат на телефонные разговоры с целью определения местонахождения транспорта – до 100%
  • Сокращение времени простоя автопарка – до 20%

А также:

  • Сокращение количества ДТП
  • Повышение дисциплины в коллективе
  • Увеличение межремонтного периода
  • Уменьшение затрат на техобслуживание
  • Сокращение списания запчастей

Все эти цифры хорошо знакомы тем руководителям и собственникам, которые уже успешно использует ССМ на своих предприятиях. Но если вы пока не имели опыта использования ССМ, они могут стать настоящим открытием.

Сейчас не самое простое время, и мало кому из предпринимателей деньги сами текут в руки рекой. Именно поэтому четкий контроль эффективности бизнеса и оптимизация издержек  с помощью систем спутникового мониторинга транспорта актуальны как никогда.

В Европе и Америке контроль автотранспорта с помощью ССМ является неотъемлемой частью бизнес-процессов компании, и действует правило: «свой автопарк = спутниковый мониторинг транспорта». В России же бум ССМ только начинается, и пока только самые рачительные и дальновидные компании это понимают.

От лица компании «Скайсим» я желаю вам успеха в развитии вашего бизнеса, и надеюсь, что эта статья поможет вам принять стратегически правильное решение. Десятки и сотни тысяч рублей, сэкономленные на использовании систем спутникового мониторинга в вашем автопарке, заслуживают лучшего применения, чем быть разворованными недобросовестными сотрудниками.

С уважением,
Технический директор компании АМТ Скайсим
Александр Попов.